Чертов Мост, нефтевышки и… восхождение

Перед выходными поступило очередное предложение от друзей: отправиться в Холмский район и посетить одни из самых знаменитых архитектурных сооружений периода Карафуто — Чертов и Ведьмин мосты. А в дополнение к ним исследовать один из близлежащих к дороге распадков — по слухам, по распадку проложены рельсы и непонятно, куда они ведут. Ну, а чтобы закрепить день, ребята предлагали пройтись еще и до заброшенных нефтевышек в том районе. На мостах я бывал с дюжину раз, поэтому меня больше заинтересовали загадочные пути в распадке, а также съемка пейзажей после минувшего снегопада.

Ранним воскресным утром выезжаем из Южного на двух машинах. Время в пути проходит достаточно быстро, и уже через час мы в Холмске. Подобрав еще одного участника, отправляемся к конечной точке автомаршрута — жд-переезду у деревни Николайчук. Дорога до деревни идет через несложный перевал, но она вся под снегом — одной из машин, заднеприводной, подъем дается с трудом.

От переезда отправляемся пешком по путям до первой точки пути — станции Николайчук. Здесь установлен обелиск в память о подвиге взвода красноармейцев под командованием мл. сержанта Б.Николайчука, павших в боях при освобождении Южного Сахалина в августе 45. Ребята, увлекающиеся историей, рассказывают остальным детали того боя. Интересно и поучительно.

От Николайчука идем к мосту. Теплеет, начинается легкий снегопад. Погода придает атмосферности окружающим нас пейзажам: сопкам вокруг, домикам в деревне, путям, по которым мы идем. Подходим к Черновому мосту.

Чертов мост — часть железной дороги Тойохара — Маока (Южно-Сахалинск — Холмск), построенной японцами в 1920-х годах во времена Карафуто. Негласно участок дороги с мостом назывался спираль Такарадай по названию одной из близлежащих станций. Уникальность участка заключалась в том, что поезд, вошедший в тоннель под мостом, делает петлю вокруг сопки и выходит на мост наверху. Высота моста — 34,8 метра (определена опытным путем).

Ведьмин мост находится в двух километрах дальше по дороге и также представляет собой сложное инженерное сооружение: его протяженность — 200 метров, а высота 49,2 метра (установлено опытным путем). В 1994 году движение по мосту было закрыто из-за закрытия перегона. С 2007 года подвергался нескольким пожарам и сильно пострадал.

Делаем несколько снимков на фоне моста и поднимаемся по лестнице наверх — через тоннель под мостом решено пройти на обратном пути, если будет достаточно времени. Далее двигаемся к следующему тоннелю по заросшей железке. Рядом с ним выходит тот самый распадок, где лежат остатки узкоколейки.

По распадку течет небольшой ручей и временами действительно встречаются обрывки рельс: сначала больших, потом маленьких (наподобие тех, что используются в шахтах). Спустя какое-то время остановились на перекус. Не всем нравится скользкая дорога по ручью, да и цель — исследовать, куда ведут рельсы, не очень мотивирует, поэтому решаем разделиться. Я и трое товарищей продолжаем путь по распадку, остальные уходят обратно в сторону Ведьминого моста.

Вглубь рельсы встречаются все реже, а на одной из "развилок" вообще обрываются. Никаких признаков жизнедеятельности человека, ничего. Только одинокая белочка в панике ретируется, увидев нас. К тому моменту мы как раз вышли к подножью одной из самых высоких сопок в округе. Ну, хоть в горы сходим — призывает товарищ. А почему бы и нет? Двое из нас решили остаться в лесу у предгорья и развести костер, ну, а я с товарищем отправился к вершине.

Наверху нас опять настигает непогода: сильный ветер и снег, однако виды все равно завораживают: еще не полностью скрытые под снегом бамбуковые склоны, бурелом после крайнего урагана, вдали озеро Тайное и воды Татарского пролива. Красота да и только.

Штампуем фотографии, "селфи" и окрыленно мчимся вниз к костру. Немного погревшись, подкрепившись, выдвигаемся обратно — надо догнать основную группу.

По рации узнаем, что ребята уже посетили Ведьмин мост и идут к нефтевышкам где-то в районе Чертова моста. В советское время были попытки развернуть там добычу, но, как я понял, предприятие быстро закрыли. Сейчас, судя по фото, месторождение представляет из себя несколько ржавых цистерн и остатки другой инфраструктуры. Нашу группу эти вышки особо не интересовали, поэтому мы решаем возвращаться сразу к машинам, о чем предупреждаем ребят.

Уже в сумерках вышли к жд-переезду. Пока ждали вторую группу, развели костер, перекусили, поснимали. Ребят долго нет. Пытаемся связаться — тишина. Решаем идти на встречу, но чуть мы отошли от машин, как один из участников дозванивается и рапортует: все хорошо, скоро будем. Собираемся вместе у костра, перекусываем и обмениваемся впечатлениями. После непродолжительного отдыха прыгаем по машинам и выезжаем домой.

Спасибо инициаторам поездки — Мише и Денису и всем тем, кто был с нами.

Источник: www.sakhalin.info

Другие новости по теме:

Холмский велоклуб "2х2" приглашает отправиться в поход на мыс Слепиковского
Жителям Холмска стыдно перед гостями города за мусор на территории автовокзала и морвокзала
Сахалинцы наблюдали орланов на городской свалке Холмска
Все на Монерон!
В холмском селе Садовники работает спасательный пост